Молодежь. Спорт

ВСЕ  ЗДОРОВЫЕ  ЛЮДИ  ЛЮБЯТ  ЖИЗНЬ

            Необходимость регулярных занятий физическими упражнениями для поддержания организма в нужном ритме является аксиомой. Такие занятия предупреждают различные заболевания, повышают устойчивость и сопротивляемость растущего человека, ибо будущее нашей страны  зависит от уровня воспитания, физического и духовного здоровья школьников, т.е. молодого поколения. Принятые до сих пор меры в этом направлении нельзя считать удовлетворительными. К сожалению, в последние годы состояние здоровья детей и подростков продолжает ухудшаться. По статистике сейчас здоровых выпускников школ составляет всего лишь 11,2%. По данным медиков возрастает число детей, у которых масса тела не соответствует его длине, около 70% населения не занимается физической культурой, а гиподинамия детей школьного возраста составляет 80%. На фоне этого обстоятельства обостряется проблема курения, пьянства, растет число наркоманов и токсикоманов, что приводит к расширению географии распространения венерических и других заболеваний.

            Все эти отрицательные факты требуют от образовательных учреждений пересмотра системы воспитательных мер с учащимися и подростками. А в учебно-воспитательном процессе важной фигурой является учитель, наставник, эффективность работы которых определяется не только профессионализмом, но и уровнем их духовного, физического развития, каким образом они относятся к своему здоровью и здоровью своих учеников.

            Министерством образования Татарстана с 1998 года реализуется Комплексная программа «Образование и здоровье школьников РТ», которая была принята на августовской конференции руководителей образовательных учреждений республики. Реализация мероприятий по данной программе усилило внимание общественности на укрепление здоровья подрастающего поколения. Были выполнены диссертационные исследования, посвященные  выявлению здоровьесберегающего потенциала  отдельных учебных предметов, по формированию здорового образа жизни учащихся различных образовательных учреждений и т.п.

            В конце 90-х годов прошлого столетия Министерством образования Татарстана были организованы конкурсы различного уровня, форумы школ; введены в действие квалификационные характеристики школ, содействующие здоровью бронзового, серебряного и золотого уровней, не имеющие аналогов в Российской Федерации. Эти звания присваивались самым образцовым школам республики, наиболее эффективно работающим по оздоровлению детей и подростков. Кроме того, ежегодно проводился Сабантуй – праздник спорта для работников образовательных учреждений, а также спортивные состязания «Аргамак» и др. Таким образом, в числе первых среди регионов страны был сделан смелый шаг - сломан стереотип равнодушия и инертности в отношении к проблеме здоровья детей и подростков, родителей, в понимании и бережном отношении к своему здоровью и здоровью всей страны. Татарстан был пионером в понимании важности проблемы и необходимости воспитания здорового образа жизни школьников и роли образовательных учреждений в этом государственном деле. Поэтому не случайно в 2003 г. в г. Казани было проведено совместное Заседание Президиума Российской академии образования и Президиума Кабинета Министров РТ по проблеме воспитания культуры здорового образа жизни у обучающихся в Республике Татарстан. В те годы в нашей республике были созданы организационные, правовые, финансовые основы для дальнейшего развития детской  и юношеской физической культуры и спорта.

            Новый этап развития общества требует коренного изменения политики в интересах подрастающего поколения. Поэтому Российским государством принят новый документ «Основные направления государственной социальной политики в интересах детей до 2010 года», в котором ведущими приоритетами определены:

            - охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни;

            - обеспечение качественного образования и воспитания;

            - повышение эффективности государственной системы поддержки детей.

            «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» расширяет возможности образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья детей, педагогических работников. На основе здоровьесберегающих технологий в стране создаются «Школы здоровья». Принято положение  о «Центре содействия укреплению здоровья, обучения, воспитанников образовательных учреждений». Благодаря этому документу школы получили дополнительный источник финансирования оздоровительных мероприятий. Видимо, учитывая остроту данной проблемы 2009 год был объявлен «Годом спорта и здорового образа жизни». Правительством РТ планируется совершенствование нормативно-правовой базы в этой области, открытие Аллеи звезд спорта, в которой будут увековечены имена татарстанских олимпийцев, чемпионов мира, Европы. Безусловно, ожидается увеличение количества людей, систематически занимающихся физкультурой и спортом  до 20% населения и др.

            19 декабря 2008 года в Москве состоялся Первый съезд учредительного собрания Общероссийской общественной организации «За здоровье в образовании», в работе которой приняли участие делегаты из 44 регионов Российской Федерации. В своем интервью для ИТАР-ТАСС от 20.12.08 г. Председатель центрального совета новой организации, директор Федерального института развития образования МО и Н РФ, член-корреспондент РАО Фарис Харисов представил такую формулировку уставной цели: «содействие сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса, как учеников, так и педагогов».

            Председателем Общероссийской общественной организации «За здоровье в образовании» избран Герой России, летчик-космонавт Сергей Авдеев.

            Поистине прав был  Авиценна – великий ученый-энциклопедист восточного средневековья, когда говорил, что «умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни». Очень важно и нужно, чтобы к физическим упражнениям приобщился каждый человек. Без этого немыслимы никакие разговоры о здоровом образе жизни!

Директор гимназии №1 г. Казани,

руководитель высшей категории    Г.Г.Шамсеева

 

Научный руководитель гимназии,

первый проректор – проректор по учебной работе,

зав. кафедрой татарского языка и межкультурной коммуникации,

доктор педагогических наук, профессор,

почетный работник высшего профессионального образования РФ,

заслуженный деятель науки РТ,

заслуженный учитель школы РТ,

лауреат премии им. К.Насыри     Ф.Ф.Харисов

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»